Процесс капитального ремонта рабочих колес Майнской ГЭС перешел в очередную стадию

В составе ОАО «ГидроОГК» Саяно-Шушенский гидроэнергокомплекс уступает по суммарной мощности лишь гидростанциям волжского каскада, но по оперативности включения энергомощностей в единую систему ему сегодня нет равных в России. Важнейшую роль в энергокомплексе играет контррегулирующая Майнская ГЭС, без которой СШ ГЭС практически не может работать в «пиковом» ркежиме.

Процесс капитального ремонта рабочих колес Майнской ГЭС перешел в очередную стадию — началась сборка отремонтированного и частично модернизированного гидроагрегата Г1. Определенные технические проблемы эксплуатации рабочих колес данного типа давно уже не новость в гидроэнергетике: аналогичные трудности испытывают сразу несколько гидроэлектростанций Волжско-Камского каскада, да и Новосибирскую ГЭС не обошли такие проблемы. Механизм управления лопастями рабочего колеса с самого начала эксплуатации работал не адекватно требованиям, предъявляемым к нему - излишние нагрузки, возникавшие в некоторых узлах агрегата, приводили к ускоренному износу уплотнений и других элементов конструкций. На тех ГЭС, где были установлены агрегаты не в экологически чистом варианте исполнения, возникала дополнительная головная боль у эксплуатационного персонала, связанная с решением проблемы загрязнения.

До сих пор на станциях принимали, в конце концов, решение об отказе использования механизма поворота лопастей: лопасти просто закрепляли в некотором усредненном положении, после этого они работали как обычный пропеллер. Конечно же, станции теряли часть своих потенциальных возможностей по выработке электроэнергии, сокращался маневр мощностью, не всегда реализовывалась задача выходить на оптимальные режимы эксплуатации. Теперь, после согласования технических и финансовых вопросов с заводом-изготовителем и руководством Управляющей компании «ГидроОГК», на Майнской ГЭС предпринимается радикальная мера по восстановлению заложенных в агрегат проектных параметров. Правда, для этого он должен претерпеть некоторую техническую модернизацию.

Несколько месяцев назад гидроагрегат был остановлен на капитальный ремонт, все его узлы извлечены из шахты, ремонтные службы главного подрядчика для СШГЭС — ОАО «Саяно-Шушенский Гидроэнергоремонт» - выполнили работы профилактического плана. Отслужив уже двадцать лет с момента пуска Майнской ГЭС, гидроагрегат в любом случае нуждался в подобной процедуре. Основной проблемный узел, а именно центральная часть рабочего колеса и его лопасти, был отправлен по железной дороге в С-Петербург - где в заводских условиях выполняласьреставрация и частичная модернизация механизма поворота лопастей. Заодно были внесены и некоторые усовершенствования, которые должны улучшить условия работы его частей. Так, доработки, которые внесены в механизм управления и, в частности, расширение диапазона угла поворота лопаток, увеличат эффективность гидроагрегата на разных режимах и, в конечном счете, увеличить его КПД и мощность. После реконструкции частично изменились устройства уплотнения, и это естественно — в машиностроении появились новые материала, новые композиты. Так, некоторые металлические элементы замены на не ржавеющие, применены более износоустойчивые материалы, фактически совершенно другими стали подшипники, несущие основные силовые нагрузки. Словом, рабочее колесо осталось прежним только внешне.

Начиная с апреля, ремонт и реконструкция агрегата Майнской ГЭС вступила в новую стадию — началась его сборка. Собираемые на монтажной площадке укрупненные блоки после балансировки и контрольных испытаний начинают перемещаться на свое основное рабочее место — в шахту гидроагрегата. 17 апреля в шахту было опущено полностью собранное рабочее колесо. Устройство, весом в 270 тонн, освобожденное от временных подпорных стоек, за каких-то 20 минут, было перенесено и установлено на временные подпорные стойки уже внутри шахты. Теперь очередь за другими укрупненными блоками, составляющими гидроагрегат. Только к концу мая, пройдя все этапы сборки и контрольных испытаний, обновленный агрегат встанет под нагрузку. Вопрос об аналогичных реконструкциях еще двух агрегатов МГЭС пока видится только в перспективе. Ибо есть определенный скепсис, естественный для любого производственника - изначально предполагать, что потребуется дальнейшая доработка конструкции. На это может уйти еще 2-3 года - нужна серьезная обкатка. На результаты ремонта «майнского» колеса с надеждой смотрят и эксплуатационники с других ГЭС, где установлены по 6-8 агрегатов подобной конструкции. Тем важнее и ответственнее качество работ, проводимых сотрудниками СШГЭР и М ГЭС. Как говорится - положение обязывает.

Сергей Шульц

АКЦИИ / АДР РУСГИДРО   
КОТИРОВКИ
Акции / АДР
Индексы
ФИЛИАЛЫ
ДОЧЕРНИЕ ОБЩЕСТВА